Мобильность и постоянное совершенствование профессионализма учителя напрямую связаны с уровнем его доходов – это справедливое заключение широко распространено в нашем обществе. Однако может ли измениться ситуация только с повышением зарплаты?
На встрече 16 мая президента Владимира Путина с советом Общественной палаты ректор ГУ-Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, по совместительству председатель комиссии Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации, обратил внимание на главный, по его мнению, недостаток реформы образования – уровень доходов учителей. Учителя отстают по зарплате от даже врачей, включенных в нацпроекты, в 1,5 раза. Доход в 5–7 тысяч рублей «не позволяет войти в средний класс»,— отметил он. Ректор предложил для повышения учительской активности выделить средств на академическую мобильность и повышение квалификации учителей и предложил для этого создать Фонд развития российского учительства. Об этом сообщает Российская газета.
Однако дело не только в уровне и системе оплаты труда работника образования. Организация труда учителя напрямую влияет на возможность повышения им профессиональной квалификации. В настоящее время каждый учитель для сохранения разряда обязан раз в пять лет проходить курсы повышения квалификации. Однако, большинство учителей относятся к такого рода курсам без особого энтузиазма: скуден набор курсов, а содержание их чаще всего остается на уровне 20-30-летней давности. Найти им альтернативу в настоящее время почти невозможно. Средств и права для прохождения обучения на коммерческой основе у учителей нет: школа не оплатит, зарплаты не хватает и не каждый сертификат с коммерческих курсов будет признан управлением образования для подтверждения квалификации учителя. Во многих регионах право проведения таких курсов имеют только институты повышения квалификации. В свою очередь сертификаты и удостоверения, полученные в результате курсов в институтах повышения квалификации работников образования или в ресурсных (методических) центрах, имеют силу только в рамках системы образования и на рынке не признаются.
Конечно, целенаправленное и в основе своей принудительное повышение квалификации работников школы раз в пять лет не обеспечивает постоянного профессионального совершенствования. Качество личного профессионального роста продолжает зависеть от личного энтузиазма учителя. Существующая система оплаты труда не привлекает учителя к и самообучению, а тем более к оплате «из личного кармана» курсов и семинаров, дорогостоящей литературы и пользования интернетом. Наоборот, российский учитель вынужден для увеличения размера оплаты брать большую нагрузку, набирать больше «часов». Это, в конечном счете, отрицательно сказывается на качестве его работы и лишает свободного времени для совершенствования собственного профессионального мастерства.
В настоящее время нет организационной системы, при которой учитель смог бы на протяжении учебного года участвовать в семинарах, проходить краткосрочное обучение. Все такие мероприятия проходят чаще всего во вторую половину дня, что отнимает время, мешает учителю качественно подготовиться к следующему рабочему дню. Не любят коллективы и участия своих учителей в конкурса такого рода как «Учитель года» — коллегу приходится замещать, уплотняя собственный рабочий график. Отставание в прохождении программы гарантировано и в случае болезни учителя – приходится ускоренными темпами «нагонять» не пройденное время. В Финляндии, Канаде США и других странах для таких случаев предусмотрен учитель-заместитель, помощник учителя.
В заключение отметим еще два момента. При существующей системе организации труда у учителя нет карьерного стимула, который бы двигал его вверх по служебной лестнице. Занимаемая им должность — учитель-предметник и учитель начальных классов — останется неизменной на протяжении всего трудового пути. «Ниже учителя не пошлют»,— грустно шутят учителя. «Повышение» до завуча или директора школы – редкий случай (примерно один из 15–30 учителей может занять такую должность) и карьерным ростом в пределах учительской профессии это не является – происходит смена или расширение функционала и переквалификация. В Финляндии, славящейся качеством среднего образования, существует пять ступеней, в пределах которых может происходить карьерный рост учителя: учитель-предметник; консультант, помогающий выстраивать учащимся личное учебное движение; ассистент учителя; учитель-дублер широкого профиля для «замен»; учитель, работающий с «отстающими» детьми.
Не сложились в России и учительские общественные корпорации, целью которых является сохранение и развитие профессионального уровня своих членов. Взаимное оказание подобных услуг, шефство над молодыми коллегами, подкрепленное правом на проведение общественной экспертизы и сертификации качества труда учителя – эти инструменты используются во многих странах мира, отличающихся высоким уровнем среднего образования |