Главная » 2007»Апрель»18 » ЕГЭ – единственная форма аттестации с 2009 года. Что решено и что предстоит решить?
ЕГЭ – единственная форма аттестации с 2009 года. Что решено и что предстоит решить?
19:35:41
Сколько и какие предметы станут обязательными для сдачи в форме ЕГЭ, как будет заполняться аттестат, появятся ли к 2009 году отдельные экзамены для базового и профильного уровня – эти вопросы может решить только общественность. Об этом заявил Виктор Болотов, выступая на интернет-педсовете о ЕГЭ.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Болотов призвал общественность активно подключиться к обсуждению и участию в контроле за соблюдением процедуры ЕГЭ. Предваряя свое выступление на Предэкзаменационном интернет-педсовете, посвященном ЕГЭ, он сказал: «Перед введением ЕГЭ в 2009 году в штатный режим мы хотели бы в активном диалоге с обществом найти ответы на многие вопросы, связанные с государственной итоговой аттестацией. Число предметов, обязательные и необязательные предметы, как должен выглядеть аттестат и другие. Рособрнадзор заинтересован в активном участии общества в контроле за соблюдением процедуры ЕГЭ на местах. Приглашаем лидеров профессионального сообщества записываться в качестве общественных наблюдателей в пунктах проведения ЕГЭ, активно обсуждать плюсы и минусы технологии проведения, содержание экзаменационных материалов».
Недавно принятые поправки закона «Об образовании» предполагают, что в единственной формой итоговой аттестации выпускников средних учебных заведений будет ЕГЭ, а вузы будут принимать только по результатам ЕГЭ. Однако остается множество дискуссионных вопросов.
Какие экзамены будут сдаваться в форме ЕГЭ? Перечень экзаменов уже определился — это русский язык, математика, физика, литература, обществознание, история России, география, биология, химия, информатика, иностранный язык (английский, французский и немецкий). Много вопросов было о том, будет ли проводится ЕГЭ по информатике. В настоящее время, ответил Виктор Болотов, он проводится, но как вступительный. В Санкт-Петербурге в этом году апробируется ЕГЭ по информатике как выпускной. «Думаю, что с 2009 года информатика войдет в перечень экзаменов по выбору и проводиться будет в форме ЕГЭ»,— заметил он. С другой стороны, такие предметы как астрономия, ОБЖ, физкультура в форме ЕГЭ сдаваться не будут.
Набор предметов, по которым проводится ЕГЭ в настоящее время, отличается от региона к региону. Но через два года «во всех регионах появится возможность сдавать ЕГЭ по всем предметам,— сообщил Виктор Болотов,— К 2009 году будут введены единые наборы вступительных экзаменов по всем специальностям высшей школы. Сегодня же даже в одном городе набор экзаменов на одну специальность может серьезно отличаться».
В этом году для выпускника среднего учебного заведения обязательных экзаменов два и еще три по выбору учащегося. Регионы могут добавить шестой обязательный предмет. Сколько всего предметов, которые должен выбрать выпускник после 2009 года — два или три — это остается дискуссионным. Есть предложения уменьшить число выпускных экзаменов до трех предметов. «Набор обязательных предметов для сдачи должен зависеть от профиля. Скажем, если ты учишься на физматпрофиле, у тебя обязательные предметы — русский и математика. На инженерно-техническом — русский и физика, на гуманитарном — русский и история. Какие еще предметы выбрать для сдачи — остается за учеником»,— отметил Виктор Болотов, отвечая на вопрос Елены Кремковой, заведующей Информационным центром оценки качества образования, филиал в г. Великие Луки.
Также дискуссия ведется о том, какие из экзаменов станут обязательными. «Что касается экзамена по русскому языку, здесь нет дискуссии. Русский язык как обязательный поддерживает подавляющее большинство россиян»,— сказал руководитель Федеральной службы. Обязательна ли сейчас математика? В настоящее время все решает субъект Федерации. Многие считают, что математика к 2009 году, когда ЕГЭ будет в штатном режиме, должна быть обязательной. Однако, «вопрос пока остается открытым,— сообщил Виктор Болотов,— Ведется большая дискуссия по вопросу, будет ли экзамен по математике обязательным. Есть плюсы и минусы и того, и другого решения». Также продолжает дискутироваться вопрос об обязательности сдачи экзамена по литературе в форме ЕГЭ. «Думаю, что в 2008 году мы дадим ответ на этот вопрос с учетом общественного мнения,— пообещал руководитель Рособрнадзора. По его мнению, решать подобные вопросы – «это дело не чиновников, а профессионального сообщества, учителей, преподавателей высшей школы, всех заинтересованных».
Будут ли различаться экзаменационные материалы для предметов, изучавшихся на базовом и профильном уровнях? Суть дела как всегда в деталях. Есть разные предложения: в школьный аттестат ставить оценку с учетом базового или профильного уровня, на каком изучался предмет. Даже предлагается, что если, например, математика изучалась на базовом уровне, то в аттестат нужно ставить просто «зачтено». А при изучении предмета на профильном уровне в аттестат ставить оценку исходя из результатов ЕГЭ. «Большинство участников дискуссии считают, что если выбран предмет, то он проходит по одним и тем же экзаменационным материалам, вне зависимости от уровня изучения. Другое дело, что набрать высокий балл без дополнительных занятий для ученика, изучавшего предмет на базовом уровне, фактически малореально», - считает высокий гость Интернет-педсовета.
Многих учителей, родителей и старшеклассников волновал вопрос, будет ли выдаваться аттестат о среднем образовании учащимся, получившим на ЕГЭ «двойку»? Общий подход такой: Если в 2009 году выпускник получит двойку по ЕГЭ, он не получит аттестат. Однако и этот вопрос требует дальнейшего обсуждения и уточнения: «Есть совершенно разные варианты ответов, - рассказал Виктор Болотов,— Например, выдавать аттестаты вообще без оценок. Просто документ о завершении полного общего образования. Второй вариант — вернуться к советской практике, когда по отдельным предметам могли быть неудовлетворительные отметки. Третий — сохранение сегодняшнего подхода, когда в аттестат ставится среднее арифметическое между годовой отметкой по предмету и результатами, полученными в рамках Единого госэкзамена» Также он предложил Интернет-педсовету организовать дискуссию по данному вопросу: «Мы смогли бы учесть мнение и широкой общественности»,— отметил он.