В ближайшие три года всем школам России предстоит перейти на новую, норматино-подушевую систему финансирования и оплаты труда работникам образования. Конкретные его модели будут зависеть от региона. В одних субъектах Федерации уже идут эксперименты по его введению, в других ведутся тщательные разработки региональных моделей. Максимум через 3 года принцип «средства следуют за учеником» вступит в полную силу, а региональные и муниципальные управления и самим школы, получат право влиять на систему оплаты труда работников образования.
Отметим, что для участия регионов в конкурсе комплексных программ модернизации образования, объявленного в рамках нацпроекта «Образование», переход на подушевое финансирование – это одно из условий и критериев отбора.
Среди регионов России, принявших участие в конкурсе регионов, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, объявленном в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2007 году, есть и Воронежская область. «Цена лауреатства – от 150 до 250 млн руб., и у нашей области есть хорошие шансы войти в число победителей», – считает вице-губернатор Юрий Савинков.
Администрация Воронежской области сообщила, что в регионе стимулирующая часть фонда оплаты труда учреждений образования всех уровней составит около 30 процентов. Она будет считаться дополнительной выплатой в соответствии со сложностью работы сотрудника. Напомним, что в соответствии с модельными методиками, распространенными в регионах Министерством образования и науки РФ, фонд оплаты труда будет на фиксированную базовую и стимулирующую части. При этом последняя должны быть не ниже 10, но не выше 40 процентов от всего фонда оплаты труда.
По мысли разработчиков, на новую систему оплаты в Воронежской области будет влиять стаж работы каждого педагога, уровень восприятия учебного материала учениками и другие. Эти и другие критерии находятся сейчас в стадии разработки, ведутся активные консультации с представителями профессионального сообщества. Например, требую уточнения критерии определения уровня сложности работы педагогов. Так, четвертый уровень сложности предметников достался в основном «мужской» части преподавательского состава: учителям труда, физкультуры, основ безопасности жизнедеятельности. Не лишится ли школа столь ценных мужских кадров, установив для них сравнительно невысокий коэффициент стимулирующей части зарплаты?
Полный переход на новую систему оплаты труда работников школ Воронежская область планирует совершить к 2009 году. В 2007 году, после уточнения критериев распределения стимулирующей части зарплаты, некоторые сельские и городские школы уже введут новую систему оплаты труда, а в 2008 году таких школ станет около 50 процентов всех школ области, сообщает rost.ru. По предварительным подсчетам, такая система оплаты труда будет выгоднее для каждого педагога. Ответственным за распределение стимулирующих средств будет руководство учебного заведения.
В области также ведется работа по переводу общеобразовательных учреждений на новую систему финансирования, по созданию в сельских районах области базовых школ, оснащенных современной техникой и школьным транспортом, по привлечению к оценке образовательных программ общественных организаций, педагогических профсоюзов, попечительских советов учебных заведений. |